«Сельская школа – составная часть
образовательного пространства
округа, региона, страны.
Развитие, благополучие России
существенно зависят от
развития образовательных
процессов на селе».
Л.В.Байбородова
Сельская
школа – уникальное педагогическое явление.
Сельская школа призвана решать не
только образовательные, но и большие социальные задачи по сохранению и развитию
системы хозяйственных отношений, укреплению семейно-общинных форм жизни,
обучению, развитию и воспитанию детей, закреплению подрастающего поколения в
сельской местности, приобщению жителей села к традициям и ценностям
отечественной истории и культуры.
Изменение социально-экономической
ситуации в стране наиболее остро проявилось в условиях сельского социума.
Экономические, общественные и демографические процессы, происходящие на селе,
ставят серьезные проблемы, связанные с деятельностью сельских школ, особенно
малочисленных, доля которых увеличивается вследствие сокращения контингента
учащихся.
Малочисленная сельская школа имеет
решающее значение в сохранении жизнеспособности небольших населенных пунктов,
«укоренении» населения в хозяйстве. Опыт показывает, что проводившиеся в 70-е
годы объединение и укрупнение мелких школ не только не оправдали себя, но
напротив, усугубили социально-экономические проблемы села, способствовали
миграции сельского населения в крупные населенные пункты, что обернулось
опустением малых сел и деревень, запустением земель, падением
сельскохозяйственного производства. С закрытием школы распадается сельская
община, прекращается воспроизводство духовных, человеческих и материальных
ресурсов села.
Школа на селе является объектом
воздействия социально-экономических, этнографических, культурных, природных и
других факторов, и ее состояние во многом определяется региональной
образовательной, социальной, экономической, молодежной политикой. Она не может
существовать в отрыве от сельскохозяйственного производства, так как сами
условия работы сельской школы предполагают тесную связь с производственными
коллективами на территории села. Эта связь выражается как в прямой материальной
зависимости школы от результатов сельскохозяйственного производства, так и в
той существенной роли, которою школа играет в его развитии, поскольку от трудового
воспитания и обучения сельских школьников во многом зависит будущее трудовых
ресурсов села.
Сельская школа призвана
содействовать решению ключевых проблем подготовки молодежи к жизни в условиях
сельского социума и работе в системе сельскохозяйственного производства, то
есть приучать школьников к земледельческому труду, прививать интерес к
сельскохозяйственному производству. Сегодня особенно важно воспитывать в школе
сельских тружеников, хозяев земли, конкурентоспособных, умеющих организовать
прибыльное дело в условиях села.