По статистическим данным, в сельских школах как самом массовом образовательном учреждении «обучается 40% всего контингента школьников страны, 70% школ на селе - малочисленные». Эта статистика актуальна и для Ярославской области, в которой 365 сельских школ (от 563) - 65%, 33296 учащихся (от 174 тысяч) - 19,2% обучаются на селе.
Сельской малочисленной школой (СМШ) является образовательное учреждение, которое расположено в сельской местности (удаленность от культурных и научных центров), где обучается менее 100 учащихся(малочисленность ученического коллектива), один учитель преподает несколько образовательных предметов (многопредметность педагогической деятельности), в классе в среднем от 2 до 10 детей, отсутствуют параллели. Это начальные, основные, иногда средние школы.
Характеризуя сельскую школу, сегодня следует иметь в виду следующие общие тенденции:
уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведет к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;
принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;
усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.
В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждения находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские образовательные учреждения стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и объединениями фермеров. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села.
В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга более существенным.
Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.
Специфика сельского социума проявляется в следующем.
1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.
2. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.
3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.
4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.
5. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации – печати, кино, телевидения, видео, радио.
6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограничены.
7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников столь важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.
Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Сельский образ жизни объективно существует на протяжении уже нескольких веков. В то же время современная социальная ситуация и, прежде всего, урбанизация привели к образованию поселений нового типа, который рядом исследователей (в частности, А.А. Андреевым) называется «квазиурбанистическим» и проявляется в активном освоении жителями села городской культуры и соответствующего образа жизни.
В настоящее время в таких селах практически отсутствуют традиционные ремесла и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, который выполняет роль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на его самооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, в ряде сел практически исчезли традиционные праздники и ритуалы.
Жители села, безусловно, отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию «комплекса городского превосходства». Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса.
Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений между жителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.
Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой – сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события.
Имеют ряд принципиальных отличий условия образования на селе. Выделяется несколько направлений влияния условий сельского быта и жизненного уклада на организацию учебно-воспитательного процесса на селе:
в деревне ниже, чем в городе, средняя квалификация работников, труд на селе во многом зависит от погодно-климатических условий, отличается неравномерностью трудовой занятости; школьники даже младших классов весной и осенью отвлекаются от учебы для работы на приусадебных участках школы и полях, что ведет к неравномерности учебного процесса;
в селе существует иное, чем в городе, соотношение между физическим и умственным трудом, что снижает значимость умственного труда в глазах ребенка; слаба трудовая мобильность; труд в домашнем секторе отличается неотложностью и трудоемкостью; дети во многих, особенно работящих семьях ежедневно тратят на домашний труд по нескольку часов, что в конечном итоге приводит к снижению их возможностей в обучении;
дети очень рано включаются в трудовую жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий; с одной стороны, подобное положение дел на селе ведет к положительным результатам – высокой работоспособности сельских жителей, добросовестности, исполнительности, с другой – к ограничению возможностей сельских школьников для получения образования. Большая загруженность и детей и взрослых бытовым трудом приводит к двум результатам:
а) мало времени остается на культурный досуг, образование и самообразование;
б) дети, не видя вокруг себя высоких уровней жизненных стандартов, не стремятся к их достижению. Исследования показывают, что дети и родители предъявляют заниженные требования к образованию, некоторые не видят необходимости изучения ряда предметов, и получения среднего образования вообще.
Задача школы в этих условиях – помочь детям освоить иные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для обучения.
Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности учащихся. Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а следовательно, отражаются на содержании и организации учебно-воспитательного процесса.
Организация педагогической работы в сельской школе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, не только целенаправленно регулировать воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.
Низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся, в связи с отсутствием в большинстве школ социально-психологической службы и большой загруженностью учителей, не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении учащихся.
На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы сельской школы отражается ее малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.
Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности ребенка. Взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, свойственны камерность, меньшая заорганизованность.
В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.
Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими классами, то есть с разновозрастной группой детей. Речь идет о принципиально новой организации занятий, для которых характерно взаимодействие детей разного возраста и разновозрастное обучение.
Мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских, очень часто это сказывается на успеваемости, качестве образования. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:
отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации вследствие бедности общения и взаимодействия детей с окружающим миром;
психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;
ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Перед педагогами встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.
Естественно, что условия сельского социума, особенности организации педагогического процесса сельской малочисленной школы не могут не отразиться на формировании социально значимых качеств личности сельского ученика, его социальном развитии и становлении.
Несмотря на вышеизложенные трудности и проблемы, сельская школа в сравнении с городской имеет свои преимущества, которые необходимо учитывать, выстраивая педагогическая деятельность. Прежде всего, это положительные качества самих обучающихся:
трудолюбие, высокая работоспособность и ответственность, доброта, чувство благодарности, моральная и этико-эмоциональная устойчивость;
непреложность для сельских детей ценностей семейного уклада жизни и родственных связей, общинности и коллективизма, любви к Родине, национальных духовных традиций.
Имеются благоприятные условия для организации педагогического процесса:
реальные возможности для создания и осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
более тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, повседневные непосредственные личные контакты обучающихся учителей, родителей;
систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда (практическая направленность обучения);
непосредственная близость обучающихся к природе, возможность активного, тесного взаимодействия с окружающим социумом, положительно влияющих на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников;
значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы организации деятельности обучающихся, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ребенка;
большая значимость в воспитании детей общественного мнения селян;
стабильность коллектива учителей и обучающихся, сохранение традиций в школе;
облегченность отслеживания результатов педагогического труда в процессе наблюдения за судьбами выпускников;
повседневный общественный контроль за деятельностью школы, учителей и др.
Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе связаны, прежде всего, со спецификой тех задач, которые решает сегодня сельская школа: воспитание сельского труженика, хозяина земли, конкурентоспособного, умеющего организовывать прибыльное дело в условиях села.