Пятница, 20.09.2019, 21:15


Меню сайта
Категории раздела
Олимпиады [5]
Конкурсы [1]
Общая информация [60]
Студентам [3]
Новости кафедры для студентов!
Аспирантам [2]
Новости кафедры для аспирантов!
Заочники [0]
Новости кафедры для заочного отделения
Педагогическая практика [1]
Конференции [14]
Конференции, организуемые кафедрой педагогических технологий
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Есть ли необходимость ввести школьную форму?
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Разновозрастные группы

Обучение в разновозрастных группах учащихся

Самыми многочисленными в обществе являются разновозрастные группы. Такие объединения стихийно или целенаправленно формируются в образовательных учреждениях, выполняя разнообразные образовательные и воспитательные функции, обеспечивая успешную социализацию детей и подростков. Сегодня возникает потребность создания разновозрастных групп при организации учебной деятельности детей в малочисленных школах, число которых возрастает на селе, что приводит к необходимости объединять несколько классов, от двух до четырех, особенно в начальной школе, а в некоторых случаях - и всех учащихся школы.

Заметим, что возраст – понятие весьма относительное, он определяется не только датой рождения. Возраст имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. В этой связи любой класс школы можно рассматривать как разновозрастную группу, в которой дети одного года рождения отличаются физическим, психическим, социальным уровнем развития.

Разновозрастная  группа - это объединение детей, которые отличаются паспортным возрастом и уровнем интеллектуального развития и должны обучаться по разным образовательным программам.

Ряд передовых городских школ, лицеев России специально коренным образом перестраивают учебный процесс, отказываясь от классно-урочной системы, и организуют обучение (взаимообучение) детей в разновозрастных группах. Настоящие профессионалы и педагоги-гуманисты осознают значительные образовательные и воспитательные возможности такого построения учебного процесса, гибко и неформально организуют взаимодействие детей разного возраста.

Т.к. жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах, где задействованы учащиеся, педагоги, родители, общественность села, то разновозрастная группа является основой организации взаимодействия, а разновозрастное обучение – ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе.

Следует заметить, что обучение в разновозрастных группах и разновозрастное обучение и не являются понятийными синонимами.

Обучение в РВГ сельской малочисленной школы является экономической и педагогической необходимостью организации учебной деятельности при малом контингенте учащихся. На учебном занятии могут присутствовать учащиеся разного паспортного возраста, при этом активное разновозрастное взаимодействие при обучении может отсутствовать.

Разновозрастное обучение является высшим уровнем организации учебного процесса в разновозрастных группах учащихся, воспитательный и дидактический потенциал обучения в РВГ в данном случае существенно возрастает.Разновозрастное обучение предполагает совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова). В ходе разновозрастного обучения меняется ролевая позиция ребенка через передачу ему некоторых педагогических функций.

Содержание и структура учебных предметов школьной программы позволяют организовать занятия в разновозрастных группах, так как в условиях концентрического построения учебных курсов на разных ступенях обучения школьники рассматривают сходные по содержанию разделы и темы.

Обучение в разновозрастных группах позволяет актуализировать ранее изученный материал старшим учащимся, организовать опережающее обучение младших. Взаимодействие детей разного возраста рассматривается как фактор осуществления преемственности, способ освоения, передачи опыта и информации от поколения к поколению, конкретный образец поведения, с одной стороны, и подражание этому поведению, с другой. При этом совершенствуются навыки познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, формируются современные ключевые компетентности (умения приобретать знания из различных источников, умения планировать, координировать индивидуальную самостоятельную работу и совместную деятельность в группе, применять знания в быту; умения и навыки общения, изложения своих мыслей, аргументированного спора, сотрудничества, установки контактов, нахождения компромиссов и др.), что определяет качество современного образования.

Воспитательный потенциал обучения в РВГ представлен как особый инструмент прикосновения к личности, способ взаимовлияния детей друг на друга, средство формирования взаимоотношений между школьниками, опосредованного управления жизнедеятельностью детей.

Разновозрастная группа позволяет ученику осуществить важные социальные пробы, освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., приобрести опыт социального поведения. Школьники учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности.

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz
©
Николай Минеев
2011-2019