Рецензенты: - Валентина Николаевна Белкина, доктор педагогических наук, профессор ЯГПУ им. К.Д.Ушинского - Татьяна Вячеславовна Бурлакова, доктор педагогических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета
Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Кириченко Е.Б. Актуальные вопросы развития образования: материалы для организации индивидуальной деятельности студентов при изучении учебной дисциплины – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2013 – 51 с.
Использованы материалы В.В.Белкиной (тема 7), О.Г.Важновой (тема 15).
Учебные материалы для студентов по дисциплине «Актуальные вопросы развития образования» представляют собой учебно-методическое обеспечение деятельности студентов, способствующее построению индивидуального образовательного маршрута по курсу, и включают в себя основную информацию о содержании дисциплины, последовательности изучения тем, разноуровневую систему заданий, виды работ, которые выполняются в случае пропуска занятий, методические рекомендации по подготовке практических заданий, а также вопросы к итоговой аттестации по курсу.
Введение Проектирование индивидуального образовательного маршрута при изучении дисциплины Примерный план занятий Учебные занятия в вузе Практические занятия на базе образовательных учреждений Вопросы к итоговой аттестации Отзывы студентов
Введение Кардинальные изменения в системе образования, переход на новые образовательные стандарты, инновационные процессы в большинстве образовательных учреждений предъявляют к выпускникам педагогического вуза особые требования, к которым он подчас бывает не готов и испытывает трудности профессиональной адаптации.
Введение учебной дисциплины «Актуальные вопросы развития образования» в учебный план студентов выпускного курса продиктовано требованием времени и инициировано педагогической общественностью, выпускниками последних лет при активной поддержке Департамента образования Ярославской области.
Целью дисциплины является подготовка студентов выпускного курса к решению актуальных педагогических проблем в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего и профессионального образования. Задачи дисциплины: - ознакомление студентов с современными тенденциями в области образования в РФ и регионе; - формирование профессиональных компетентностей, необходимых для успеш¬ного начала профессиональной деятельности, вхождения в образовательный процесс; - формирование потребности в освоении новых образовательных технологий; - знакомство с передовым педагогическим опытом решения актуальных про¬блем обучения и воспитания; - развитие у студентов способности взаимодействовать с социальным окружением, родителями и педагогами образовательных учреждений.
В рамках данного курса студентам предлагается работать по темам на основе опорных конспектов, содержащих указания по освоению наиболее значимых элементов материала. Это позволит студенту более подробно разобрать наиболее сложные темы и подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации. После темы предлагаются задания, которые носят дифференцированный характер, обусловленный разным уровнем освоения дисциплины. Для тех, кто пропустил занятия, предложены дополнительные задания и рекомендации.
Уважаемые выпускники, будущие педагоги!
Приступая к изучению дисциплины «Актуальные вопросы развития образования», предлагаем Вам познакомиться с краткой информацией, позволяющей раскрыть главные особенности изучения курса:
• интегративность дисциплины, затрагивающей изучение вопросов из различных областей образования: педагогики, методики преподавания отдельных дисциплин, управления образованием, правовых и организационных основ образования, конфликтологии, предполагающей развитие у студентов общего взгляда на систему образования, формирующей представления о целостной картине образовательного пространства;
• практикоориентированность курса, содержание которого максимально приближено к образовательной практике и показывает взаимосвязь теории и практики в образовании. Это достигается благодаря привлечению к преподаванию курса лучших практических работников Ярославской области, а также организацией практических занятий непосредственно на базе образовательных учреждений;
• индивидуально-ориентированный подход к обучению, который предполагает учет образовательных интересов и потребностей каждого студента, а также создание условий, обеспечивающих индивидуальное продвижение в изучении курса;
• преемственный характер содержания курса с профессиональной деятельностью, предусматривающий сопровождение профессионального самоопределения выпускника, его перехода от статуса студента к профессиональному статусу молодого специалиста, что облегчает профессиональную адаптацию выпускника вуза в образовательном учреждении.
У Вас имеется возможность, обучаясь в вузе, при определенных результатах обучения получить сертификат и воспользоваться некоторыми преимуществами при устройстве на работу в образовательное учреждение.
Вопросы к итоговой аттестации
1.Основные тенденции развития образования: стратегия, этапы реформирования, проблемы реализации. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: проблемы его реализации. 3.Проблемы реализации концепции духовно-нравственного воспитания. 4.Индивидуализация в образовании: сущность, основные понятия, проблемы реализации, перспективы развития. 5.Индивидуально-ориентированные педагогические технологии: понятия, классификации, примеры. 6.Реформирование системы образования: стратегия развития, основные этапы, нормативные и законодательные документы. 7.Организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе. 8.Классный руководитель в школе, особенности педагогической деятельности. Современные подходы к классному руководству. 9.Формы и методы работы учителя с родителями. 10.Условия, пути и средства развития сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. 11.Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса: основные направления, формы и технологии. 12.Основные направления развития регионального образования: проблемы и перспективы. 13.Организация внеурочной деятельности учащихся: современные подходы. 14.Пути и средства взаимодействия педагога с социальным окружение ребенка. 15.Конфликтологическая компетентность классного руководителя. 16.Профилактика компьютерной аддикции у детей 17.Особенности психолого-педагогической деятельности с одаренными детьми. 18.Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 19.Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога.
Отзывы студентов
Просим Вас анонимно заполнить анкету-отзыв об изучении курса. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены организацией занятий? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки в вузе? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Уважаемые студенты! При изучении дисциплины мы предлагаем Вам выбрать один из трех уровней изучения дисциплины: продвинутый, базовый, ознакомительный. Каждый уровень характеризуется разной профессиональной направленностью, имеет систему заданий определенного уровня сложности и ориентирован на конкретный образовательный результат, на каждом уровне предъявляются особые требования к формам отчетности и порядку изучения курса.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ рекомендуется для студентов: - желающих работать по призванию; - определившихся с профессиональным выбором; - совмещающих учебу и работу по профессии; - ориентированных на свой профессиональный рост и развитие; - дисциплинированных и ответственных. Большинство заданий носят творческий, исследовательский характер и направлено на осознание актуальных проблем образования, на формирование аналитических, проектировочных и оценочных способностей, а также активной преобразовательной позиции в решении актуальных проблем образования. Итоговая форма отчетности – экзамен. Освоение данного уровня предусматривает вручение СЕРТИФИКАТА.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ рекомендуется для студентов: - планирующих работу по специальности/профилю; - не определившихся окончательно со своим профессиональным будущим; - сомневающихся в выборе педагогической профессии; - заинтересованных в развитии профессиональных педагогических способностей. Большинство заданий носят конструктивно-аналитический характер и направлены на понимание содержания материала, формирование профессиональных компетентностей в решении актуальных проблем образования. Итоговая форма отчетности – зачет.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ рекомендуется для студентов: - не планирующих связать свою профессиональную деятельность с системой образования; - ограниченных во времени и образовательных возможностях; - совмещающих учебу с работой не по специальности др. Студентам предлагаются самые элементарные задания, направленные на изучение общих основ содержания курса. Итоговая форма отчетности - зачет.