Департамент образования Ярославской области
|
|
Bacardi | Дата: Четверг, 18.08.2011, 18:39 | Сообщение # 1 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
| Редакция 03.08.2011, 12:00 Материалы к выступлению директора департамента образования Ярославской области Т.А. Степановой на совещании работников образования Ярославской области, 18 августа 2011 года.
Уважаемые коллеги!
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым перед Правительством и обществом поставлены амбициозные цели: к 2020 году Россия должна стать одним из ведущих центров мировой экономики, страной, благоприятной и привлекательной для проживания граждан.
Для решения данной задачи должна быть проведена системная модернизация российского общества, одним из ключевых направлений которой является обновление отечественной системы образования.
Следует отметить, что модернизация системы образования и общества в целом предполагает активное включение в процессы подготовки и принятия решений широкой коалиции общественных сил.
Эффективным механизмом участия общественности в решении актуальных задач развития, на наш взгляд, является создание Общероссийского народного фронта. В ряду приоритетных задач Народного фронта нашли отражение и вопросы модернизации образования:…
В настоящее время основными направлениями модернизации образования являются: 1. Комплексное обновление законодательства об образовании. 2. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Комплекса мер по модернизации системы общего образования.
Обновление законодательства об образовании.
В 2004 году на заседании Российского Союза ректоров впервые был поставлен вопрос о принципиальном обновлении законодательства в сфере образования. К этому времени в действующий Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году, было внесено большое число поправок.
В действующем законодательстве возникло много дублирований и противоречий. Поправками в действующее законодательство в последние годы были легитимизированы единый государственный экзамен, уровневая система образования в высшей школе, новая структура образовательных стандартов, усовершенствованная система лицензирования и аккредитация.
Вместе с тем, в действующем законодательстве в образовании возник целый ряд противоречий, несоответствий между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Разработка нового закона об образовании велась в течение ряда лет.
В ней принимали участие большое число специалистов, экспертов, педагогов, управленцев, представителей общественности.
Рабочие материалы регулярно обсуждались на круглых столах, парламентских слушаниях как в Москве, так и в регионах России. За время разработки законопроекта департаментом образования Ярославской области на основе профессионального и общественного обсуждения в Министерство образования и науки были направлены десятки отзывов и конкретных предложений. Законопроект в его сегодняшней редакции действительно является результатом огромного коллективного труда педагогов, управленцев, представителей общественности. По поручению Президента Российской Федерации 1 декабря 2010 года на сайте www.zakonoproekt2010.ru проходило открытое публичное обсуждение законопроекта.
Остановимся на наиболее значимых новых положениях в проекте законодательства. Прежде всего, законопроект ни в коей мере не уменьшает государственные гарантии получения образования. Все гарантии действующего законодательства отражены и в новом законопроекте.
НА СЛАЙДЕ: В.В. ПУТИН: «Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование! Это одно из базовых положений нашей Конституции, и от него никто не намерен отступать. Государство должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести 100-процентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату труда учителей» (Выступление на VI съезде Всероссийского педагогического собрания).
1. У всех детей дошкольного возраста должна быть возможность хорошо подготовиться к школе. В детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования, - формы могут быть разные, но получение дошкольного образования должно быть не просто гарантировано, а обеспечено каждому. Поэтому в дошкольном образовании предлагается также ввести федеральный государственный образовательный стандарт, возможно, исключив из него требования к результатам освоения образовательных программ.
2. Законопроект предполагает сохранение многообразия форм получения образования.
3. Школьники и студенты должны получить возможность выбирать: выбирать учебные курсы в самом образовательном учреждении при использовании модульных технологий обучения; обучаться в дистанционном режиме в другом образовательном учреждении, если есть потребность изучить какой-то специальный учебный предмет или углублённо освоить традиционный курс. В тексте законопроекта предусмотрена возможность сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Это значительно упростит признание и зачет курсов, освоенных в других образовательных учреждениях, в том числе за рубежом.
4. Возможность выбора образовательных ресурсов должна быть кардинально расширена. Чем богаче образовательная среда – тем больше возможностей получить качественное образование. Именно поэтому в законопроекте появились нормы, регулирующие использование, наряду с печатными, электронных образовательных ресурсов и сервисов.
5. Время, которое тратят граждане и работники системы образования на рутинные занятия, – общение с органами управления, составление отчётности, сбор информации по запросам ведомств, – должно быть максимально сокращено. Для этого в законопроекте предусмотрены электронные процедуры подачи заявлений и организация электронного документооборота в системе образования в целом. Высвободившееся время можно будет максимально использовать именно на образовательную, а не обслуживающую деятельность.
6. Умная экономика требует высокого уровня профессионального образования граждан страны. Подавляющее большинство граждан может и должно получить хорошее востребованное экономикой профессиональное образование. Поэтому граждане должны иметь возможность получать общедоступное среднее профессиональное образование, которое, в свою очередь, будет включать в себя и программы подготовки высококвалифицированных рабочих, и программы обучения специалистов среднего звена. В законопроекте не идёт речи о ликвидации образовательных учреждений как таковых. Учреждения начального профессионального образования, а также академии будут фактически продолжать реализовывать образовательные программы, при этом изменится их статус.
7. Законопроект предусматривает возможности непосредственного участия детей, их родителей, педагогов и общественности в управлении учреждениями и образовательными системами.
8. Залогом построения образования, позволяющего нам с уверенностью смотреть в будущее, должно стать формирование в общественном сознании позитивного отношения к профессии педагога. Для этого в законопроекте закрепляются положения, определяющие статус педагогических работников, в том числе, сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников, вводятся определения основных принципов и гарантий их деятельности, включая нормы оплаты труда; закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам в этой сфере.
9. Законопроект не предлагает отказа от социальных стипендий студентам, напротив – механизмы стипендиального обеспечения станут более гибкими, и у учреждений профессионального образования появится больше возможностей по обеспечению стипендиальных выплат.
10.Реализация всех вышеперечисленных механизмов позволяет по-другому взглянуть на экономику образования. Механизмы финансирования образовательных программ должны быть «соразмерны» потребностям, ценностям и интересам человека. Это не только означает дальнейшее распространение принципов нормативного подушевого финансирования, но и предполагает разнообразие использования финансово-экономических инструментов. Именно поэтому в законопроекте предусмотрены такие механизмы как финансирование программ развития, государственная поддержка образовательного кредитования, инвестиции в сферу образования, формирование на всех уровнях перечней государственного и муниципального имущества, предназначенных для образования.
В канун нашего совещания прошла серия региональных круглых столов, на которых обсуждался законопроект «Об образовании». До начала нового учебного года необходимо еще раз во всех образовательных учреждениях провести ознакомление и обсуждение законопроекта «Об образовании». Первоочередной задачей ближайшего времени должно стать определение действий, направленных на подготовку к работе в условиях нового законодательства, которые необходимо совершить на региональном и муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях.
|
|
| |
Bacardi | Дата: Четверг, 18.08.2011, 18:41 | Сообщение # 2 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
| Продолжение... Редакция 03.08.2011, 12:00 Материалы к выступлению директора департамента образования Ярославской области Т.А. Степановой на совещании работников образования Ярославской области, 18 августа 2011 года.
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Комплекса мер по модернизации системы общего образования.
Второй год в Российской Федерации ведется работа по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Ключевым направлением инициативы является переход к новым образовательным стандартам.
С 1 сентября более 12 тысяч первоклассников нашей области будет обучаться по новым стандартам.
В основе построения стандартов положен подход, предполагающий: - формирование и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики; - ориентацию на конкретные результаты образования.
Образовательные результаты каждого школьника в рамках стандартов второго поколения представляют собой овладение ими определёнными видами деятельности. Отметим, не просто освоение набора знаний, умение решать ту или иную задачу по математике или химии. Новые образовательные стандарты предполагают формирование у школьников пред¬метных, а также метапредметных и личностных результатов обучения.
Такие результаты не могут быть обеспечены традиционной репродуктивной системой обучения, при которой ученик должен лишь воспроизводить рассказ учителя или материал учебника. Педагог должен научить ребенка на¬ходить информацию, необходимую для решения той или иной профессиональной или жизненной ситуации, ориентироваться в большом количестве источ¬ников информации, анализировать информацию, делать выводы и главное – определять на этой основе стратегию собственного поведения, профессиональ¬ных действий. К новым результатам работы педагога можно прийти лишь че¬рез специально организованную деятельность ученика и учителя.
Во всех общеобразовательных учреждениях Ярославской области в течение прошлого учебного года разработаны, прошли общественную экспертизу и утверждены основные образовательные программы начального общего образования. Во все образовательные учреждения департаментом образования направлен пакет методических рекомендаций по работе в условиях новых стандартов (в том числе по формированию локальных нормативных документов учреждений, системе оценивания учебных достижений, организации внеурочной деятельности).
В 2010-2011 учебном году в рамках введения ФГОС прошли повышение квалификации 954 педагога.
В связи с тем, что стандартами предполагается выделение дополнительно 10 часов в неделю на внеурочную деятельность, соответствующие средства предусмотрены в региональном нормативе бюджетного финансирования. Особое внимание при переходе к образовательным стандартам второго поколения мы уделяем вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в прошлом учебном году в общеобразовательных учреждениях области началась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Более половины четвероклассников области выбрали для себя изучение модуля «Основы православной культуры». В короткие сроки на базе Института развития образования было организовано обучение около 600 преподавателей нового курса. Особую благодарность хотелось бы сегодня выразить Ярославской Епархии за активное содействие в подготовке преподавателей этого курса.
В 2011 году партией «Единая Россия» инициирована реализация проекта, направленного на модернизацию общего образования. Распоряжением Правительства Российской Федерации на условиях софинансирования из региональных и муниципальных бюджетов во все субъекты Российской Федерации выделены средства на реализацию мероприятий по модернизации общего образования. Ярославская область получила 135 млн. руб.
7 июля 2011 года Указом Губернатора области С.А. Вахрукова утвержден Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2011 год.
Комплекс мер направлен на модернизацию системы общего образования в Ярославской области, обеспечивающую повышение качества и доступности образования, на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и повышение заработной платы учителей. Остановимся более подробно на отдельных направлениях данного проекта.
|
|
| |
Bacardi | Дата: Четверг, 18.08.2011, 18:43 | Сообщение # 3 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
| Продолжение... Редакция 03.08.2011, 12:00 Материалы к выступлению директора департамента образования Ярославской области Т.А. Степановой на совещании работников образования Ярославской области, 18 августа 2011 года.
1. Совершенствование условий образовательного процесса.
Прежде всего, в ОУ должны быть созданы условия для реализации новых образовательных стандартов. В ближайшее время в 646 кабинетах школ области, в которых с первого сентября по новым стандартам будут заниматься первоклассники, за счет федеральных средств будут поставлены комплекты современного учебного оборудования, включающие в себя: рабочее место учителя (компьютер, документ, камеру), интерактивную доску, программное обеспечение. Современные комплекты оборудования будут поставлены в 5 школ области, на базе которых проходила апробация новых образовательных стандартов. Мы полагаем, что и в дальнейшем 5 базовых школ будут выполнять функции ресурсно-методических центров для всех учителей начальных классов области.
16 школ области, реализующих программы профильного обучения физике и химии, получат современное оборудование для организации учебного процесса. В 7 школ будет осуществлена поставка кабинетов химии и в 9 школ – кабинетов физики. Для 25 школ из всех муниципальных образований области будут приобретены комплекты современного спортивного оборудования. На базе этих школ планируется проведение массовых мероприятий для школьников.
Важным условием для повышения качества образования является информатизация системы образования.
В настоящее время к сети Интернет подключены 100% общеобразовательных школ, что даёт педагогам большие возможности использования цифровых образовательных ресурсов, получения дополнительных источников информации как при подготовке к урокам, так и непосредственно в учебном процессе. 22 % кабинетов общеобразовательных школ оснащены компьютерной техникой (2009 год – 11%), из них 32 % подключены к сети Интернет (2009 год – 3%).
36% школ имеют локальные сети, позволяющие более эффективно использовать доступ к сети Интернет, а также сформировать внутреннюю информационную среду учреждения.
В образовательных учреждениях, централизованно подключенных к сети Интернет, функционирует система защиты учащихся от информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания. Значительная работа за последние два года была проведена по обеспечению программными средствами. Предприняты действия по расширению использования свободного программного обеспечения (СПО) как прикладного, так и операционных систем семейства Linux. Созданные в регионе условия для использования ИКТ позволили достичь следующих результатов: - возможность для получения дополнительных образовательных ресурсов с использованием сети Интернет имеют все педагоги и обучающиеся в школах, учреждениях НПО и СПО; - ежегодно 3500 обучающихся (из всех муниципальных районов области) принимают участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах, проектах; - благодаря созданию региональной системы образовательных медиатрансляций и видеоконференций образовательные учреждения Ярославской области имеют уникальную возможность получить интерактивные лекции ведущих специалистов, принять участие в образовательных видеоконференциях и семинарах; - в практике обучения появились учебные, социальные проекты, реализуемые с помощью ИКТ, в том числе сетевые проекты (региональные и федеральные).
В рамках Комплекса мер до конца 2011 года в каждом районе по одной из школ будут обеспечены программными средствами, которые позволят обеспечить организацию дистанционного обучения детей. Это позволит расширить возможности изучения обучающимися элективных курсов, изучение дополнительных основных образовательных программ. На уровне муниципальных образований будет развиваться сетевое взаимодействие школ.
Комплекс мер также предусматривает оснащение школ учебниками, обеспечение транспортной доступности для ребят из отдалённых сельских школ.
В 2010 году в нашей области началась централизованная закупка учебников. В 2011 году на указанные цели израсходовано около 25 млн. рублей. Приобретено более 16 тыс. учебников. В связи с переходом на федеральные государственные образовательный стандарт все первоклассники обеспечены новыми учебниками за счет средств областного бюджета. В ближайшие годы объем средств, выделяемых в областном бюджете на приобретение учебников, будет увеличиваться.
С 2001 года в нашей области осуществляется приобретение школьных автобусов для сельских школ в целях обеспечения условий для получения качественного образования. В настоящее время 202 школьных автобуса доставляют к местам обучения 5800 обучающихся по 289 автобусным маршрутам. Сегодня школам области переданы еще 36 автобусов. До конца текущего года в область поступит 9 школьных автобусов марки «Газель» за счёт средств федерального бюджета.
|
|
| |
Bacardi | Дата: Четверг, 18.08.2011, 18:45 | Сообщение # 4 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
| Продолжение... Редакция 03.08.2011, 12:00 Материалы к выступлению директора департамента образования Ярославской области Т.А. Степановой на совещании работников образования Ярославской области, 18 августа 2011 года.
2. Совершенствование кадрового потенциала системы образования. С 2009 года ГОУ ЯО «Институт развития образования» реализует персонифицированную модель повышения квалификации работников системы образования. Механизмами реализации персонифицированной модели являются блочно-модульные программы и зачетно-накопительная система.
Широкий спектр модульных учебных программ дает возможность выбора и освоения педагогами индивидуального маршрута повышения квалификации. При прохождении краткосрочных модулей (до 72 часов) педагог получает сертификат. В случае набора в течение 2-х лет необходимого количества часов (72 и более) и при условии обязательного прохождения инвариантного модуля, педагог получает удостоверение либо свидетельство о повышении квалификации.
Ежегодно в рамках зачетно-накопительной системы в ИРО проходят обучение более 60% педагогических и руководящих работников системы образования.
В период 2011-2013 г.г. за счет средств областного бюджета на базе ИРО пройдут обучение по программе переподготовки «Менеджмент в образовании» 300 руководителей общеобразовательных учреждений области. В 2011 г. начали обучение 100 чел. Программа реализуется в сотрудничестве с НОУ ВПО Академия МУБиНТ. Программа носит выраженный практико-ориентированный характер. Первые результаты обучения свидетельствуют о востребованности программы и высокой степени удовлетворенности обучающихся качеством предоставляемой образовательной услуги.
В соответствии с Поручением Председателя Правительства РФ, лидера партии «Единая Россия» В.В.Путина С 1 сентября 2011 года произойдут принципиальные изменения в отраслевой системе оплаты труда, связанные с существенным повышением заработной платы учителей образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, и воспитателей образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, а также переходом от оплаты труда на основе ЕТС к оплате труда на основе квалификационных групп и уровней.
Планируемые изменения в заработной плате работников образовательных учреждений: - повышение должностных окладов учителям общеобразовательных учреждений области и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях) в среднем на 30%; - преподавателям, мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования на 20%; прочим педагогическим работникам и работникам административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений области на 10%; - доведение заработной платы до прожиточного минимума (5848 рублей) работникам, получающим заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Ярославской области и занятым полный рабочий день; - доведение заработной платы до МРОТ (4611 рублей) работникам, получающим заработную плату ниже МРОТ и занятым неполный рабочий день (дворник, уборщик служебных помещений).
Кроме того, изменятся подходы к формированию фонда оплаты труда работников образовательных учреждений области: - отсутствие деления ФОТ образовательного учреждения на основную, дополнительную и стимулирующую части и установление процентного соотношения; - размер ФОТ образовательного учреждения определяется учредителем в пределах средств нормативного бюджетного финансирования; - ФОТ педагогического персонала образовательного учреждения должен составлять не менее 70 процентов годового объема. - при определении объема стимулирующих выплат по образовательному учреждению учитываются выплаты стимулирующего характера в виде стимулирующих надбавок, вознаграждения, премии и выплаты повышающего коэффициента квалификационной категории.
С 1 сентября 2011 года будет установлен единый размер базового оклада для всех категорий работников образовательных учреждений, применяемого для определения должностных окладов – 3320 рублей: - руководители ОУ – снижение коэффициента группы образовательных учреждений по оплате труда руководителей с «2,55 - 4,5» до «2,45 – 4,3»; - учителя, воспитатели ОУ - увеличение коэффициента напряженности и коэффициента квалификационной категории с 0,4 до 0,5 и с 0,8 до 1,0; -установление коэффициентов уровня профессиональной квалификационной группы и квалификационного уровня (коэффициент должности) для категорий работников, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе ЕТС.
Считаю необходимым остановиться на отдельных вопросах повышения эффективности управления в сфере образования.
Согласно 83-ФЗ с 1 января 2012 года все учреждения должны изменить тип деятельности: стать либо казенными, либо новыми бюджетными, либо автономными. Полагаю, что муниципальные образования уже готовы к этому переходу, и все необходимые на муниципальном уровне нормативные правовые акты приняты и утверждены в установленном порядке. 83-ФЗ направлен на предоставление бюджетным учреждениям определенной степени автономности и свободы (в том числе финансовой), которая должна привести к повышению качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями.
В июне текущего года был принят сводный отраслевой перечень государственных услуг и работ, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями за счет бюджетных средств. На его основе департаментом образования был издан приказ, утверждающий ведомственный перечень государственных услуг и работ для государственных учреждений. Подготовлен примерный перечень муниципальных услуг и работ в сфере образования, который направлен в муниципальные образования.
Перечень услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, по плану реализации 83-ФЗ должен быть утвержден до 1 сентября. Хочется призвать представителей органов местного самоуправления для обеспечения единообразия услуг на всей территории области использовать подготовленный департаментом образования перечень.
Особое внимание необходимо уделить переводу услуг, которые в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1993 от 25 декабря 2009 года, будут предоставляться в электронном виде.
Для перевода услуг в электронный вид важно на муниципальном уровне провести анализ готовности материальной базы всех образовательных учреждений в части обеспеченности их необходимой компьютерной техникой и доступа к сети Интернет.
|
|
| |
Bacardi | Дата: Пятница, 21.10.2011, 20:34 | Сообщение # 5 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
| 24.10.2011
Заседание Координационного совета департамента образования по вопросам введения ФГОС общего образования
|
|
| |
|