Понедельник, 23.12.2024, 00:56


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
«Школьное обучение нужно сделать 12-летним»
BacardiДата: Пятница, 22.06.2012, 19:21 | Сообщение # 1
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
«Школьное обучение нужно сделать 12-летним»




Вступает в силу новый образовательный стандарт для старшеклассников. С учебного года 2013/14 он будет вводиться в отдельных экспериментальных школах, а с 2020 года по нему будут учить во всех российских школах. Эксперты говорят, что подходящих учебников нет даже в проекте, а систему ЕГЭ нужно будет изменить — иначе выпускники просто не смогут сдать экзамен.

Накануне в «Российской газете» был опубликован приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», который вызвал бурные обсуждения в прошлом году. Документ вступает в законную силу 2 июля 2012 года.

Как и предрекали многие эксперты, это был последний удар, который Андрей Фурсенко взял на себя: приказ стал одним из последних документов, которые он подписал в последние дни пребывания на министерском посту.

Согласно новому документу, у старшеклассников будет шесть общих предметов базового уровня: русский язык и литература, математика, иностранный язык, «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Это обязательный набор, от которого никто не вправе отказаться в рамках любого профиля обучения.

Далее к этим предметам обязательно добавляются предметы по выбору. Школьники должны выбрать как минимум по одному предмету из следующих наборов: «Филология и иностранный язык» (русский язык и литература, русская словесность, родной язык и литература, иностранный язык), «Общественные науки» («Россия в мире», история, обществознание, география, экономика, право), «Математика и информатика» (математика и информатика, математика, информатика), «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология, экология).

Причем старшеклассники должны будут выбрать не только предмет, но и уровень его обучения: базовый, интегрированный или профильный.

Интегрированный уровень предусматривает самые общие знания и для многих предметов вообще не заложен в проект. К примеру, «Русская словесность» существует на интегрированном уровне, а вот «Русский язык» предусматривает лишь базовый и профильный уровни. Предмет «Математика и информатика» может изучаться на интегрированном уровне, а «Математика» — только на базовом и профильном. Соответственно, можно в придачу к обязательной базовой математике выбрать тот же предмет, но на профильном уровне, и учить его серьезнее, чем одноклассники.

Помимо этого в стандарте прописаны предметы или курсы по выбору, такие как астрономия, «искусство», «технология», дизайн, хореография или «курс по предложению образовательного учреждения» (по сути, это может быть «макраме», «борьба», «хоровое пение» и любое другое занятие, символизирующее внеучебную развивающую деятельность).

60% должна составлять обязательная часть, 40% — часть, формируемая участниками образовательного процесса. Учитывая, что обязательная часть — это шесть предметов, в итоге у каждого ученика должно получится десять предметов для изучения.

Самим школам стандарт предоставляет практически неограниченную свободу при формировании учебных планов и их содержательной части. «Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением», — сказано в новом документе.

Еще одно нововведение — третий обязательный ЕГЭ по иностранному языку, который будущим выпускникам придется сдавать для получения аттестата вместе с математикой и русским.

Разработчики стандарта говорят, что введение ЕГЭ по иностранному – это не быстрый процесс, но точные сроки не называют. «Очень много вопросов связано с тем, что вводится обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Естественно, переход к обязательному экзамену по иностранному языку, равно как и переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты потребуют времени», — рассказал «Газете.Ru» один из разработчиков нового федерального государственного образовательного стандарта, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

Кроме того, вместо нынешних 36 учебных часов в неделю старшеклассники будут учиться 37 часов, что означает, что нормативы у учителей изменятся, а это потребует дополнительных финансовых расходов.

Хотя и без этого представители школ оценивают новый образовательный стандарт как слишком дорогой: придется нанимать дополнительных педагогов — и школам может не хватить выделяемых денег на его введение.

В целом директора школ считают, что на данном этапе многопрофильность в рамках стандарта — задача сложно выполнимая. «В той системе финансирования, которая есть на сегодняшний день — это слишком дорогой учебный план. Вообще, надо сказать, что профилизация школ столкнулась с проблемой недостаточных финансовых возможностей», — говорит директор Центра образования № 975 Александр Пименов. По его мнению, новый стандарт потребует более длительного обучения в старшей школе. «Старшая школа должна строиться в рамках профильной школы, и нужно будет пожертвовать какими-то предметами для того, чтобы сконцентрироваться на чем-то. Но, к примеру, в зарубежных школах, которые уже давно и успешно обучают по аналогичной системе, выбор более осознанный. Там учатся где-то 13, а где-то и 14 лет. Для выполнения нового стандарта нужно сделать обучение в школах хотя бы 12-летним».

Вызывают массу опасений и сроки начала эксперимента: стандарт начнет постепенно вводиться в школах с 2013 года (правда, в экспериментальном режиме).

Но несмотря на ближайшую перспективу, некоторые важные задачи остаются нерешенными. Главный момент – это абсолютное отсутствие учебников, и что еще хуже – отсутствие понимания, какой информацией эти учебники заполнять. Например, такого предмета, как «Россия в мире», который входит в список обязательных, пока вообще не существует. А учебники по другим предметам в рамках стандарта еще не начали разрабатываться. «Для старшей школы в рамках нового стандарта учебно-методического обеспечения пока что нет», — сообщил «Газете.Ru» директор ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник» Борис Кузнецов.

В комиссии по анализу и экспертизе учебной литературы Российской академии наук тоже обеспокоены ситуацией. «Учебников по предмету “Россия в мире” пока нет даже в проекте, как и всех других учебников, необходимых для обучения в рамках нового стандарта», — подтвердил ученый секретарь Комиссии по анализу и экспертизе учебной литературы РАН Сергей Сидоренко.

Но главное — стандарт не предусматривает конкретного содержания тех же учебников.

«Непонятно по каким критериям их нужно будет проверять и утверждать. Содержания нет, поэтому автор учебника как хочет, так и пишет. К примеру, если в учебнике литературы будет “Гарри Поттер” и “Код да Винчи”, но при этом не будет грамматических и фактических ошибок, то формально этот учебник пройдет экспертизу. Мы пытались писать фундаментальное ядро к этому стандарту, но его отвергли», — говорит Сидоренко.

Эксперты обсуждают еще один пробел стандарта, связанный с ЕГЭ.

По мнению Сидоренко, те школы, которые с 2013/14 учебного года перейдут на новые стандарты, не смогут сдавать ЕГЭ в том виде, в котором он существует сейчас.

«Структура методик разная, и новый стандарт требует совершенно другой схемы экзамена. Школы, которые со следующего года постепенно будут переходить на новые стандарты, если не изменится структура ЕГЭ, будут испытывать трудности», — уверен он.

Ранее в ходе работы над стандартом звучали предложения о введении ЕГЭ по нескольким предметам, но почему-то они не получили поддержки, и структура выпускного экзамена, соответствующая новым требованиям, вообще не была продумана и отражена в документе. Сами разработчики стандарта говорят, что изменения выпускных экзаменов неизбежны: по мнению Александра Кондакова, ЕГЭ должен измениться в соответствии с новыми требованиями стандарта. «Это касается обновленного содержания образования и изменений, связанных с тем, что в соответствии со стандартом ЕГЭ должен сдаваться на двух уровнях – базовом и углубленном, в отличие от сегодняшнего дня», — считает он.

Представители вузов считают, что переход на двухуровневую систему ЕГЭ повлечет сложности и для них — и пока что не все высшие учебные заведения к этому готовы.

«Предлагали сделать ЕГЭ двухуровневым. Но, на мой взгляд, два уровня госэкзамена не должны зависеть от профильности. У школьников должен быть выбор: экзамен какого профиля он будет сдавать вне зависимости от того, какой профиль он изучал. И тут возникает другая проблема: вузы должны будут определиться, с каким уровнем ЕГЭ они будут принимать. А это задача очень сложная. Никто не захочет целенаправленно отсекать от себя абитуриентов», — считает проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович.

Несмотря на слабую готовность образовательной системы к внедрению нового стандарта, чиновники уже готовятся отслеживать его неукоснительное выполнение.

«Новый стандарт вступает в действие и требует обязательного исполнения. Если мы увидим, что он не реализуется на практике, значит, будем принимать меры, это должно преследоваться по закону. Надо будет выяснять причину, почему это происходит: не хватает педагогического образования или материального обеспечения», — высказался на недавнем общественном совете в Общественной палате глава думского комитета по образованию Александр Дегтярев.

Вероятно, все недоработки будут регулироваться и дорабатываться в процессе: на эксперименты есть семь лет.

В следующем году первые «подопытные» школьники испытают новый образовательный стандарт на себе. Окончательно и повсеместно стандарт будет введен в школах в 2020 году — и именно с этого времени, по оценкам экспертов, будет введена новая система ЕГЭ.



Автор: Наталья Зиганшина



 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz
©
Николай Минеев
2011-2024