Воскресенье, 22.12.2024, 19:49


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Как цены на недвижимость влияют на образование
BacardiДата: Вторник, 07.10.2014, 22:01 | Сообщение # 1
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Как цены на недвижимость влияют на образование



Учёный ЕГОР ВОРОНИН рассказывает про систему финансирования школ в США. Федеральное правительство берёт на себя всего 10% от общих затрат, около 50% тратит штат. А оставшиеся 40% собираются непосредственно на месте, с налогов на недвижимость в соответствующем округе. Чем дороже недвижимость — тем выше налоги и лучше финансирование школ. Справедлива ли такая система? Судя по проблемам и регулярным конфликтам — не очень.

Интересный факт — федеральное правительство в Штатах вносит всего 10% от общих затрат на школьное образование и те в виде грантов и льготных займов. Львиную долю (около 50%) тратит штат. А оставшиеся 40% собираются непосредственно на месте, как правило путем налогооблажения недвижимости в соответствующем школьном округе. Права и обязанности по управлению и организацией образования распределены примерно в таких же пропорциях: Для получения федеральных грантов требуется выполнять определенные правила (но не хочешь — не бери), штаты устанавливают основные стандарты образования, которым обязаны соответствовать все школы в штате, а школьные округа управляются комитетами, выбираемыми местными жителями. В советы по управлению школьными округами выбираются обычные жители округа, которые занимаются этим в дополнение к своей обычной работе. Совет имеет довольно большие полномочия — нанимать и увольнять администраторов, составлять бюджет (за который потом голосуют на местных выборах), менять школьную программу, принимать другие важные решения относительно местного школьного округа.

Последний This American Life рассказывает об интересной ситуации, сложившейся совсем недалеко от того места, где я живу. Это довольно бедный район, где живут преимущественно черные и латинос, но лет 15-20 назад там начали селиться ультраортодоксальные евреи. Своих детей они не посылают в общественные школы, а платят за частные иешивы, в которых преподают на иврите и в которых в дополнение к обычным классам есть также классы по еврейской религии и культуре. При этом они, конечно, не освобождены от налогов, которые идут на финансирование местных школ, т. е. они в некотором смысле платят за образование своих детей дважды.

Локальные 40% на образование, как уже было сказано, собираются из налогов на недвижимость. Это означает, что если вы владеете домом или квартирой, то каждый год вы за них платите местные налоги, из которых подавляющее большинство (две трети, а то и больше) идет на местные школы. Это могут быть очень немалые деньги, можете посмотреть разброс тут — в некоторых местах до 4% (в год) от стоимости дома или квартиры. Надо отметить, что бюджеты школ последнее время практически везде растут, а значит и налоги увеличиваются. В какой-то момент эта ситуация хасидов достала. Они организовались, выставили на выборах в школьный совет своих кандидатов, и дружно за них проголосовали. И вот последние лет семь этот школьный округ управляется людьми, которые своих детей в местные школы не посылают. Они существенно урезали финансирование школ, сократили программы, уволили кучу учителей, закрыли пару школ (а школьные здания продали под иешивы).

Реакция остального населения была ожидаемой. Обычно тихие и скучные заседания школьных советов превратились в баталии с криками, обвинениями, нецензурными ругательствами, маршами протестов и т. п. Выборы в школьный совет (на которые обычно никто не ходит) превратились в жесткие схватки. Антисемитизм на такой почве понятное дело расцвел. Со стороны евреев же летят обвинения в нацизме и даже снимаются рекламные ролики в которых кандидатов в школьный совет сравнивают с Гитлером. Хотя, конечно, на месте евреев вполне могли бы оказаться какие-нибудь упертые христиане, или мусульмане, или еще кто.

Все это происходит в контексте вполне честных выборов. Кто-то может и недоволен тем, что к управлению публичным школьным образованием пришли люди не заинтересованные в поддержании этого образования, но они к своим полномочиям пришли в соответствии со всеми правилами игры. И если тебе это не нравится исход выборов — терпи, или «чемодан, вокзал, соседний город». Что примерно и происходит. Не-евреи сдались и уже даже не пытаются выставлять своих кандидатов на выборах, потому что хасидов там сейчас уже больше половины населения. Кто-то уехал. Такая вот «произвольная сегрегация» получается.

Это конечно экстремальный пример, но вообще система образования является важным фактором «произвольной сегрегации» в Штатах — богатые образуют свои анклавы в которых налоги на недвижимость такие, что бедным не потянуть (у нас в соседнем городе налоги начинаются где-то с 20 тысяч в год, а это половина годового дохода на медианную американскую семью), а бедные скучиваются в местах, где стоимость жилья ниже и где налоги существенно ниже. Соответственно, школы в богатых районах получают отличное финансирование, а в бедных гораздо хуже. Программы штатов и федеральные программы стараются компенсировать разницу, но разница остается. Но даже если в двух школах общие затраты на ученика сравнимые, разница между школами все равно может быть колоссальная из-за того, как эти деньги тратятся (например, в бедных районах гораздо больше детей получают субсидированные обеды), и из-за разницы в контингенте. В бедных школах гораздо больше родителей у которых самих низкое образование, которые не имеют возможности или желания инвестировать в образование своих детей. В такие «сложные» школы трудно набрать хороших учителей. И получается система с положительной обратной связью — хорошие и богатые школы становятся лучше и богаче, плохие и бедные — хуже и беднее.

Это разделение, конечно, не абсолютно. Мы в Штатах жили на самые разные зарплаты, включая такие при которых нам полагались талоны на еду и кое-какое бесплатное медицинское обслуживание, но мы всегда были довольны школами в которые ходил наш старший сын. Мне кажется он получил очень хорошее образование, лучше полученного мной в СССР-России, хотя это сравнение горячего с соленым.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz
©
Николай Минеев
2011-2024