Среда, 21.04.2021, 09:57


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Университет » Аспиранты » Педагогическая практика аспирантов - 2013
Педагогическая практика аспирантов - 2013
BacardiДата: Суббота, 03.11.2012, 23:47 | Сообщение # 1
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Программа учебной дисциплины



П.А.01. Программа педагогической практики аспирантов


Рекомендуется для подготовки аспирантов по специальностям:
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
13.00.08 – Теория и методика профессионального образования
19.00.01 – Общая психология, психологии личности, истории психологии
19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика
19.00.07 – Педагогическая психология

Программа педагогической практики аспирантов


По отрасли 13.00.00 – Педагогические науки, педагогическим специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.


Пояснительная записка

Педагогическая практика в системе послевузовского образования является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающего преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности.

Педагогическая практика аспирантов, является составной частью учебного плана подготовки аспирантов ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского) (индекс дисциплины П.А.01).

Цель практики – формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы, приобретение аспирантом умений и навыков в организации и проведении различного вида учебных занятий, развитие у будущих преподавателей психолого-педагогического склада мышления, творческого отношения к делу, высокой педагогической культуры и мастерства.

Задачи практики:
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях;
- приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения;
- формирование у аспирантов целостного представления о педагогической деятельности, педагогических системах и структуре высшей школы;
- выработка у аспирантов устойчивых навыков практического применения профессионально-педагогических знаний, полученных в процессе теоретической подготовки;
- развитие профессионально-педагогической ориентации аспирантов;
- приобщение аспирантов к реальным проблемам, решаемым в образовательном процессе учреждения высшего профессионального образования;
- изучение методов, приемов, технологий педагогической деятельности в высшей школе;
- развитие у аспирантов личностно-профессиональных качеств педагога.


 
BacardiДата: Суббота, 03.11.2012, 23:48 | Сообщение # 2
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Требования к уровню подготовки аспиранта


В соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования, согласно которым педагогическая практика предусмотрена как один из компонентов основной образовательной программы подготовки аспирантов (цикл П.А.00), аспирант должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности, обладать системой знаний, практических умений и навыков осуществления различных видов педагогической деятельности.

В результате педагогической практики аспирант должен

Знать:
-основные достижения и тенденции развития соответствующей предметной и научной области и ее взаимосвязи с другими науками;
-правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
-порядок реализации основных положений и требований документов, регламентирующих деятельность вуза, кафедры и преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы на основе государственных образовательных стандартов;
-основы учебно-методической работы в высшей школе;
-порядок организации, планирования, ведения и обеспечения учебно-образовательного процесса с использованием новейших технологий обучения;
-основы педагогической культуры и мастерства;
-основные принципы, методы и формы организации научно-педагогического процесса в вузе;
-методы контроля и оценки профессионально значимых качеств обучаемых.

Уметь:
-осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса;
-формировать общую стратегию изучения дисциплины на основе деятельностного научно-методического подхода;
-конкретизировать цель изучения любых фрагментов учебного материала дисциплины в соответствии с необходимостью в деятельности специалиста определенного профиля;
-разрабатывать учебно-методические материалы для проведения учебных занятий, как традиционным способом, так и с использованием технических средств обучения, в том числе новейших компьютерных технологий;
-применять методы и приемы составления планов лекционных, практических и лабораторных занятий, разработки расчетных и ситуационных задач, тестов;
-применять различные общедидактические методы обучения и логические средства, раскрывающие сущность учебной дисциплины;
-активизировать познавательную и практическую деятельность студентов на основе методов и средств интенсификации обучения;
-использовать при изложении предметного материала взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
-проводить на требуемом уровне основные виды учебных занятий с использованием принципа проблемности и технических средств обучения;
-контролировать и оценивать эффективность учебной деятельности студентов;
-выполнять анализ возникающих в педагогической деятельности затруднений и разрабатывать план действий по их разрешению.

Владеть:

-методами научных исследований и организацией коллективной научно-исследовательской работы;
-основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе;
-методикой и технологией проведения различных видов учебных занятий;
-техникой речи и правилами поведения при проведении учебных занятий;
-правилами и техникой использования технических средств обучения при проведении занятий по учебной дисциплине, опытом применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
-методикой самооценки и самоанализа результатов и эффективности проведения аудиторных занятий различных видов.


 
BacardiДата: Суббота, 03.11.2012, 23:51 | Сообщение # 3
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Место и сроки проведения практики


Педагогическая практика проводится на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, как правило, на тех кафедрах, при которых реализуется та или иная программа послевузовского профессионального образования аспиранта. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения аспирантами педагогической деятельностью в высшей школе.

В период практики аспиранты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедре и других подразделениях института.
Продолжительность проведения практики (общий объём 108 часов, 3 ЗЕТ) устанавливается в соответствии с учебными планами и индивидуальными планами аспирантов.

Руководителем педагогической практики аспиранта является его научный руководитель.

Перед началом практики аспирант:
- совместно с научным руководителем в соответствии графиком учебного процесса определяет конкретные сроки и формы прохождения педагогической практики, тематику индивидуальных заданий в зависимости от индивидуального уровня педагогической и научной подготовки, хода работы над диссертационным исследованием и т.д.
- самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики, который согласовывается с научным руководителем.

В процессе прохождения практики аспирант:
- ведет практические (семинарские) или лекционные занятия и их анализ, посещает занятия своих коллег – аспирантов и лекции ведущих преподавателей кафедры;
- организует со студентами учебно-воспитательные мероприятия, проводит исследования личности студента и студенческого коллектива, накапливает научные данные, необходимые для диссертационной работы, а также может участвовать в научных конференциях и присутствовать на заседаниях профильной кафедры.

Среди пробных занятий и мероприятий одно является зачетным занятием, на котором обязательно присутствует научный руководитель.

По окончании педагогической практики аспирант:
- готовит письменную отчетную документацию о проделанной работе и представляет ее руководителю практики, который должен содержать: календарно-тематический план прохождения практики, развернутые планы-конспекты практических (семинарских) или лекционных занятий, самоанализ одного из проведенных практикантом занятий;
- отчитывается на заседании профильной кафедры. Аспирант, работа которого признается неудовлетворительной, отстраняется от педагогической практики. По решению заведующего кафедрой аспиранту назначают другие сроки прохождения практики.

На основании результатов отчета делается соответствующая запись в индивидуальном плане аспиранта в разделе «Отзыв о педагогической практике».

Отчетная документация аспиранта о прохождении практики предоставляется в отдел аспирантуры и докторантуры ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Отчетная документация должна содержать: индивидуальный план прохождения практики; отчет о прохождении практики; выписку из протокола заседания кафедры о прохождении педагогической практики.


 
BacardiДата: Суббота, 03.11.2012, 23:52 | Сообщение # 4
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Структура и содержание практики


Конкретное содержание практики планируется научным руководителем аспиранта и согласовывается с групповым руководителем практики.

Все виды педагогической деятельности аспиранта в течение практики фиксируются в индивидуальном плане работы аспиранта, а также отмечаются темы проведенных лекционных и практических занятий с указанием объема часов.

В период прохождения педагогической практики аспирант должен:
-ознакомиться с ФГОС ВПО и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ;
-освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности кафедры;
-изучить современные образовательные технологии высшей школы;
-получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, навыки организации и проведения занятий с использованием современных технологий обучения;
-изучить учебно-методическую литературу и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
-принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным планом работы.

Педагогическая практика аспирантов предусматривает следующие виды педагогической деятельности:

Ассистентская практика (54 часа, 1.5 ЗЕТ) включает в себя:
-разработку индивидуального плана педпрактики;
-посещение различных видов занятий, проводимых по профильным дисциплинам специальности (практические занятия, семинары, лекции. Отчетность – анализ одного занятия на выбор практиканта;
-руководство научно-исследовательскими (курсовыми и проектными) работами студентов при возможности предоставления аспиранту-практиканту такой формы педагогической практики. Отчетность - курсовая работа, проект;
-научно-методическая работа - разработка научно - методического обеспечения профильных дисциплин при возможности предоставления аспиранту-практиканту такой формы педагогической практики. Отчетность - пособия или их фрагменты, презентации, тесты, методические рекомендации;
-подготовка и проведение семинарских и практических занятий по профильным дисциплинам специальности. Отчетность - планы-конспекты занятий, самоанализ одного занятия на выбор практиканта.

Доцентская практика (54 часа, 1.5 ЗЕТ) включает в себя:
-разработку индивидуального плана педпрактики;
-посещение лекционных занятий, проводимых по профильным дисциплинам специальности. Отчетность – анализ одного занятия на выбор практиканта;
-руководство научно-исследовательскими (курсовыми и проектными) работами студентов при возможности предоставления аспиранту-практиканту такой формы педагогической практики. Отчетность – курсовая работа, проект;
-научно-методическая работа - разработка научно-методического обеспечения профильных дисциплин при возможности предоставления аспиранту-практиканту такой формы педагогической практики. Отчетность – пособия или их фрагменты, презентации, тесты, методические рекомендации;
-подготовка и проведение лекционных занятий по профильным дисциплинам специальности. Отчетность – планы-конспекты занятий, самоанализ одного занятия на выбор практиканта.


 
BacardiДата: Суббота, 03.11.2012, 23:53 | Сообщение # 5
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Контроль и отчетность по итогам прохождения практики


По итогам прохождения педагогической практики аспирант предоставляет на кафедру следующую отчетную документацию для получения зачета по практике:
-индивидуальный план прохождения педагогической практики с визой научного руководителя;
-отчет о прохождении практики;
-отзыв научного руководителя о прохождении практики.

Аспирантам, имеющим стаж педагогической работы, а также на момент прохождения практики проводящем учебные занятия со студентами в рамках трудовой деятельности (по трудовым договорам) в системе высшего профессионального образования, педагогическая практика может быть зачтена по решению кафедры при условии предоставления следующих документов:
-заявления с просьбой зачесть работу в должности ассистента преподавателя (преподавателя, старшего преподавателя) в счет прохождения педагогический практики аспиранта;
-справки из отдела кадров, подтверждающей факт ведения трудовой деятельности в системе высшего профессионального образования или наличия педагогического стажа.

Итоги прохождения практики аспирантом обсуждаются на заседании кафедры, к которой прикреплен аспирант. На основании предоставленных аспирантом отчетных документов на заседании кафедры принимается решение о прохождении аспирантом педагогической практики и выставляется зачет, который фиксируется научным руководителем в зачетной ведомости и в индивидуальном плане аспиранта.

Зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по образовательной подготовке и учитывается при проведении аттестации аспирантов. При отсутствии зачета по педагогической практике кафедры не имеют право аттестовать аспирантов за третий год обучения.

После отчета на кафедре о прохождении педагогической практики аспирант в течение двух недель предоставляет в отдел аспирантуры отчетную документацию с визой научного руководителя, которая хранится в личном деле аспиранта: индивидуальный план прохождения практики; отчет о прохождении практики; выписку из протокола заседания кафедры о прохождении педагогической практики.


 
BacardiДата: Суббота, 03.11.2012, 23:55 | Сообщение # 6
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики аспирантов


Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика : учебное пособие для студентов вузов. – М. : Питер , 2011 - 299 с.
2. Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика" – М. : Дрофа , 2011 - 191 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с.
4. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 368 с.
5. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; под ред. В. И. Загвязинского - М. : Изд. центр "Академия" , 2011 – 350 с.
6. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009,- 456 с.
7. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). – М.: «Академия», 2007. – 128 с.
8. Эрганова Н.Е, Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2007. – 160 с.

Дополнительная литература:
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1980.
2. Ассоциация "Профессиональное образование". – М., 1997.
3. Балашов Ю.К. Рыжов В.А. Профессиональная подготовка в условиях капитализма. - М., 1987.
4. Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. - М., 1981.
5. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М., 1984.
6. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. - М., 1991.
7. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. - СПб., 1995.
8. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М., 1989.
9. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года (под редакцией В.Г. Кинелева.) - М., 1995.
10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.
11. Гурье Л.И. Профессиональное образование во Франции. - Казань. 1993.
12. Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний. Состояние и проблемы. ВАК МОРФ. - М. 2002.
13. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. - М., 1988.
14. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1981.
15. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - Тюмень, 1995.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург. 1996.
Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. - Казань. 1994.
17. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустриально-педагогических техникумов. – М., 1989.
18. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. - М., -Вологда, 1998.
19. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. - М., 1995.
20. Климов Е.А. Введение в психологи труда. - М., 1988.
21. Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. - М., 1988.
22. Косимов С.А. Физиологические основы производственного обучения. - М., 1985.
23. Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. - М., 1988.
24. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.
25. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб., 1994.
26. Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. - Таллинн, 1980.
27. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.
28. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М., 1994.
29. Леонова Л.А. Физиологические основы формирования профессионально значимых функций. - М., 1987.
30. Маленко А.Т. Задачи по профессиональной педагогике. - М., 1987.
31. Методологические проблемы научных исследований профессионального образования. - М., 1987.
32. Мошкова И.Н. , Малов С.Л. Психология производственного обучения. - М., 1995.
33. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. - М., 1995.
34. Новиков А.М. Английский колледж. - М., 1995.
35. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. - М., 1976.
36. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях. - М., 1998.
37. Новиков А.М. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. -М., 1997.
38. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М., 1986.
Новиков А.М., Олифиренко Т.И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. - М., 1995.
39. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. - М., 1997.
40. Омельяненко Б.Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. - М., 1989.
41. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. – СПб., - Воронеж, 1995.
42. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
43. Основы профессиональной педагогики. - М., 1977.
44. Перспективы развития непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. – М., 1990.
Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. – Н.Новгород, 1994.
45. Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. труд. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, - Екатеринбург, вып. 1, 1995, вып. 2, 1996.
46. Протехобразование России. Итоги XX века и прогнозы в 2-х т. / Научн. редактор И.П. Смирнов. - М., 1999, Т.1.
47. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М., 1999.
48. Прянишиков Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., -Воронеж, 1996.
49. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. - М., 1995.
50. Рыжков В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. - М., 1991.
51. Сибирская М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. - СПб., 1995.
52. Скакун В.А. Методика производственного обучения. - М., 1992.
53. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М., 1987.
54. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. - М., 2002.
55. Тенгурина Л.З. История профессионально-педагогического образования. - М., 1998.
56. Тимошенко С.П. Инженерное образование в России / пер с англ. -Люберцы. 1996.
57. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. – Чебоксары, 2001.
58. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. Научно-методические рекомендации. Составитель В.С. Леднев. - М., 2003г.
59. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация, самообследование, рейтинг. – М. 1995.
60. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие / Под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург, 1996.
61. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1999.

При подготовке рекомендуется также ознакомиться со статьями, опубликованными в последние годы в журналах: «Педагогика», «Народное образование», «Известия Российской Академии Образования», «Профессионал», «Профессиональное образование», «Специалист», «Среднее специальное образование», «Высшее образование в России», «Магистр», «Высшее образование в Европе» и др.

Интернет-ресурсы:

1. Российская книжная палата http://www.bookchamber.ru
2. Институт научной информации по общественным наукам РАН http://www.inion.ru
3. Всероссийский институт научно-технической информации РАН http://www.viniti.ru
4. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
5. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru
6. Образовательный портал Microsoft Учебные материалы и тесты самооценки. http://www.microsoftvirtualacademy.com/home.
7. Society (dmoz) http://dmoz.org/Society/
8. Social Science (Yahoo) http://dir.yahoo.com/Social_Science/
9. Гуманитарные науки (Яндекс)
http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Science/Sciences/Humanities/


 
BacardiДата: Воскресенье, 04.11.2012, 00:14 | Сообщение # 7
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Разработчик: А.В. Золотарева, зав. кафедрой управления образованием ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Утверждено на заседании кафедры управления образованием ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 28 июня 2012 г. протокол № 14


 
Форум » Университет » Аспиранты » Педагогическая практика аспирантов - 2013
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz
©
Николай Минеев
2011-2021