Bacardi | Дата: Пятница, 10.01.2014, 22:56 | Сообщение # 1 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
| Минобрнауки опубликовало проект реформы педагогического образования
Министерство науки и образования подготовило концепцию реформы педагогического образования в России. Текст концепции опубликован на сайте ведомства.
В концепции развития педагогического образования, которая рассчитана на ближайшие четыре года, отмечается, что в настоящее время в педагогические вузы демонстрируют невысокую эффективность, а поступают в них абитуриентами с низкими баллами ЕГЭ.
Таким образом, действующая система подготовки учителей является устаревшей и требует реформирования. В частности, по итогам мониторинга российских государственных высших учебных заведений в 30 из 42 педагогических вузов нашли признаки неэффективности.
Согласно предложению Минобрнауки, в педагогических вузах должен быть сделан упор на практической работе, а не только на теоретическом материале. Практическая работа должна быть организована вузами совместно с колледжами и школами.
Также министерство предлагает повысить требования к абитуриентам.
В тестовом режиме программа развития педагогического образования будет реализовываться в течение ближайших двух лет в 17-25 вузах. В 2016-2017 году планируется разработать новую систему распределения бюджетных мест в педагогических вузах и расширить образовательные модели на всю систему подготовки учителей в России.
Источник
|
|
| |
Bacardi | Дата: Пятница, 10.01.2014, 22:58 | Сообщение # 2 |
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
| Концепция поддержки развития педагогического образования
Введение Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов.
Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировать число студентов, ограничивать мобильность абитуриентов.
Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную территориально. В последние годы число педагогических вузов сокращается. Так, в 2008 году подготовку осуществляли 196 вузов, в том числе 70 – педагогических, в 2012 году- 167 вузов, в том числе в 48 - собственно педагогических.
План приема на обучение за счет средств федерального бюджета РФ по УГС 050000 «Образование и педагогика» в 2012 году составлял более 57 тыс. бюджетных мест, выпуск специалистов с высшим педагогическим образованием в 2012 году - 133,1 тысячи специалистов.
Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а гуманитарных – 42,86%.
В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники.
При этом значительная часть выпускников, обучавшихся на программах подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу.
Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом (низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.), поэтому можно выделить три группы проблем, решение которых является предметом рассмотрения Концепции:
проблемы входа в профессию, к которым можно отнести: низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности на специальности и направления подготовки педагогов; низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему образования.
проблемы подготовки, к которым можно отнести:неудовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы), слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических программах
проблемы удержания в профессии,к которым можно отнести: отсутствие прогнозирования потребностей в педагогических кадрах по регионам, отсутствие ответственности регионов за невыполнение КЦП и трудоустройства выпускников, низкую эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, а также отсутствие карьерных перспектив учителя, усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям.
Основная цель программы состоит в повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования и преодоление «двойного негативного отбора».
Реализация заявленной цели предполагает решение ряда первоочередных задач, а именно:
· повышения качества студентов,получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы и педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий); построение образовательных программ педагогического бакалавриата как профилизации «универсального бакалавриата»;
· изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования, практическую подготовку, усиление связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога; насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся, за счет широкого использования механизмов школьно-университетского партнерства. Подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности вне школы и вне системы образования;
· повышения эффективности существующих педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных программ практической подготовки педагогов (прикладного бакалавриата) на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистерских программ вузов для разных категорий абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образования;
· разработка и апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки, с целью обеспечения системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя; создание общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ.
Входе реализации Концепции должна быть создана новая система педагогической подготовки, в качестве ключевых элементов которой могут быть названы:
1. Развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах. 2. Прикладной педагогический бакалавриат, как основная модель подготовки педагогических кадров, реализуемый в сетевом взаимодействии вузов, организаций СПО и школ, программа которого предполагает замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент. 3. Программы педагогической подготовки для студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности. 4. Универсальный бакалавриат (аналогичный бакалавриату LiberalArts)в педагогических вузах, предполагающий повышенные требования (в том числе – к результатам ЕГЭ) при выборе педагогического профиля подготовки. 5. Магистратура для подготовки учителей-методистов и управленцев, приоритетный прием на бюджетные места для работающих в системе образования. 6. Практическая модульная магистратура с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании. 7. Введение квалификационного экзамена на основе нового профессионального стандарта педагога, упрощающего вход в профессию и позволяющего оценивать качество подготовки. Общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ подготовки педагогических кадров на основе результатов независимого квалификационного экзамена выпускников таких программ. 8. Сопровождение начинающих педагогов, обеспечивающее их профессиональное сопровождение и профессиональное развитие. 9. Система стимулирования практической работы студентов в школах: схема оплаты труда этих студентов (в том числе – школой) и содержательного руководства практикой со стороны работников школы и вуза (в том числе – вузом), не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений.
Система финансирования психолого-педагогической подготовки (включая практику)студентов непедагогических вузов (в том числе – органами управления образованием и учреждениями общего образования.
Создание условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств.
10. Самостоятельная педагогическая деятельность студентов-практикантов (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю.
Реализацию Концепции предполагается осуществить в несколько этапов: В 2014-2015гг. Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии. Разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы. В 2016-2017 гг. Разработка новой системы распределения контрольных цифр приема для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы. Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий. Расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.
В «дорожную карту» реализации Концепции предлагается включить следующие мероприятия: 2014-2015 гг. 1. Разработка и проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования. 2. Разработка моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования с обязательным сопровождением выпускников (с повышенными требованиями к зачислению абитуриентов) и гарантированным трудоустройством. 3. Организация методической поддержки разработки и реализации программ развития педагогических вузов и их филиалов, имеющих признаки неэффективности по результатам ежегодного мониторинга. 4. Разработка проектов ФГОС высшего педагогического образования, соответствующих профессиональному стандарту учителя и ФГОС общего образования, обеспечивающих возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата (включая прикладной бакалавриат, универсальный бакалавриат), магистратуры (включая профессиональную магистратуру) и аспирантуры. 5. Разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающих новые формы практики, механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. 6. Разработка моделей квалификационных испытаний (сертификации) для кандидатов (в т.ч. выпускников) на работу в сфере общего образования, а также для использования разработанных моделей при аттестации педагогов. 7. Конкурсная поддержка организации региональных школьно-университетских партнерств и другие формы сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров. 8. Разработка современных требований к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по педагогическим специальностям в соответствии с профессиональным стандартом педагога. 9. Разработка моделей и программ по сопровождению профессионального развития учителей в течение первых трех лет работы. 10. Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии. 2016-2017 годах. 11. Проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования и результатов трудоустройства выпускников педагогических программ. 12. Разработка и реализация программы грантовой и методической поддержки лучших выпускников ведущих российских университетов, трудоустраивающихся в муниципальные учреждения образования. 13. Проведение на базе ведущих российских вузов, Российской академии наук, а также ведущих международных центров педагогического образования программ дополнительного профессионального образования (стажировки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации) профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям. 14. Реализация моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования, с обязательной интернатурой и гарантированным трудоустройством. 15. Открытие сетевых гибких программ ускоренного получения квалификации учителя-предметника, с обязательной практикой в общеобразовательной организации, для студентов непедагогических специальностей и направлений подготовки. 16. Апробация в регионах моделей квалификационных испытаний (сертификации квалификации) для кандидатов на работу в сфере общего образования, а также для использования при аттестации. 17. Доработка профессионального стандарта «Учитель» с учетом возможного использования при проектировании образовательных программ педагогической подготовки, при проведении аттестации, отражение в нем возможных вариантов развития педагогической карьеры в сфере общего образования. 18. Проведение конкурса пилотных площадок для отработки новых моделей и технологий педагогического образования. Увеличение норматива финансирования для пилотных площадок, реализующих программы педагогической интернатуры. 19. Проведение ежегодного мониторинга реализации пилотных проектов и поддержка распространения лучших практик в системе педагогического образования, включая подготовку доклада о состоянии педагогического образования. 20. Создание новой системы аккредитации программ педагогического образования на основе результатов пилотных проектов 21. Создание нормативных возможностей введения дополнительных вступительных испытаний для поступления в вузы на педагогические образовательные программы. 22. Реализация проекта по развитию управленческих кадров для системы педагогического образования. 23. Разработка программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения) или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ, педагоги по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т.д.). 24. Разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре.
Разработка и введение квалификационных требований к минимальному уровню педагогического образования учителей: при работе с младшим возрастом не ниже – бакалавр, при работе с учащимися со специальными образовательными потребностями (психологи, логопеды, коррекционные педагоги и т.п.) не ниже – магистр.
|
|
| |