Вторник, 26.03.2019, 12:58


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Образование сегодня » Министерство образования Российской Федерации » Реформа педагогического образования (Проект)
Реформа педагогического образования
BacardiДата: Пятница, 10.01.2014, 22:56 | Сообщение # 1
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Минобрнауки опубликовало проект реформы педагогического образования




Министерство науки и образования подготовило концепцию реформы педагогического образования в России. Текст концепции опубликован на сайте ведомства.

В концепции развития педагогического образования, которая рассчитана на ближайшие четыре года, отмечается, что в настоящее время в педагогические вузы демонстрируют невысокую эффективность, а поступают в них абитуриентами с низкими баллами ЕГЭ.

Таким образом, действующая система подготовки учителей является устаревшей и требует реформирования. В частности, по итогам мониторинга российских государственных высших учебных заведений в 30 из 42 педагогических вузов нашли признаки неэффективности.

Согласно предложению Минобрнауки, в педагогических вузах должен быть сделан упор на практической работе, а не только на теоретическом материале. Практическая работа должна быть организована вузами совместно с колледжами и школами.

Также министерство предлагает повысить требования к абитуриентам.

В тестовом режиме программа развития педагогического образования будет реализовываться в течение ближайших двух лет в 17-25 вузах. В 2016-2017 году планируется разработать новую систему распределения бюджетных мест в педагогических вузах и расширить образовательные модели на всю систему подготовки учителей в России.

Источник


 
BacardiДата: Пятница, 10.01.2014, 22:58 | Сообщение # 2
Аспирант
Группа: Администраторы
Сообщений: 538
Статус: Offline
Концепция поддержки развития педагогического образования


Введение
Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных
образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость
изменения в организации, содержании и технологиях и  масштабе подготовки педагогов.

Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в
условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное
распределение выпускников, жестко регулировать число студентов, ограничивать
мобильность абитуриентов.

Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических
вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно
равномерно распределенную территориально. В последние годы число педагогических
вузов сокращается. Так, в  2008 году  подготовку осуществляли 196 вузов, в том
числе 70 – педагогических, в 2012 году- 167 вузов, в том числе в  48 - собственно педагогических.

План приема на обучение за счет средств федерального бюджета РФ по УГС  050000  «Образование и педагогика» в 2012 году составлял
более 57 тыс. бюджетных мест, выпуск специалистов с высшим педагогическим
образованием в 2012  году - 133,1 тысячи
специалистов.

Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации
мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30
из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны
имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых  10,26%, а гуманитарных – 42,86%.

В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям
подготовки,  а также данные о  трудоустройстве выпускников соответствующих
программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в
педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле)
абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники.

При этом значительная часть выпускников, обучавшихся на программах подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему
образования, ни в  социальную  сферу.

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс противоречий, связанных не
только с получением педагогического образования, но и с педагогической
профессией в целом (низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных
перспектив и т. д.), поэтому можно выделить три группы проблем, решение которых
является предметом рассмотрения Концепции:

проблемы входа в профессию, к которым можно отнести: низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ и
отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической
деятельности на специальности и направления подготовки педагогов; низкий процент
трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему
образования.

проблемы подготовки, к которым можно отнести:неудовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и
технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие
деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением
учебных дисциплин и потребностями
реальной школы),  слабое вовлечение
студентов в  исследовательскую
деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических  программах

проблемы удержания в профессии,к которым можно отнести: отсутствие прогнозирования  потребностей в педагогических кадрах по
регионам, отсутствие ответственности регионов за невыполнение КЦП и
трудоустройства выпускников, низкую эффективность механизмов привлечения на
должность учителя самых способных выпускников, отсутствие системы профессиональной
поддержки и сопровождения молодых учителей, а также отсутствие карьерных
перспектив учителя, усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы
учителей, которые фактически не соответствуют современным  требованиям.

Основная цель программы  состоит в  повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего
образования и  преодоление «двойного
негативного отбора».


Реализация заявленной цели предполагает решение ряда первоочередных задач, а именно:

· повышения качества студентов,получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы и  педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и
специалистов других профессий); построение образовательных программ
педагогического бакалавриата как профилизации «универсального бакалавриата»;

· изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования,   практическую
подготовку,  усиление связи всех компонентов
содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических)
с практическими профессиональными задачами педагога; насыщение учебных планов
разветвленной системой практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей
не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся, за счет
широкого использования механизмов школьно-университетского партнерства.
Подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности вне школы и
вне системы образования;

· повышения эффективности существующих педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных программ практической подготовки
педагогов (прикладного бакалавриата) на основе сетевого взаимодействия колледжей
и вузов, развития магистерских программ вузов для разных категорий
абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в
системе образования;

· разработка и апробация  системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки, с целью обеспечения системы
сопровождения выпускников и развития карьеры учителя; создание общественно-профессиональной
системы оценки качества педагогических
программ.

Входе реализации Концепции должна быть создана новая система педагогической
подготовки,  в качестве ключевых
элементов которой  могут быть названы:

1.                    Развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового
профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах.
2.                    Прикладной педагогический бакалавриат, как основная модель подготовки педагогических
кадров, реализуемый в сетевом взаимодействии вузов, организаций СПО и школ,
программа которого предполагает замену значительного объема теоретических
курсов на практический компонент.
3.                    Программы педагогической подготовки для студентов  3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности.
4.                    Универсальный бакалавриат (аналогичный бакалавриату LiberalArts)в педагогических вузах, предполагающий повышенные требования (в том числе – к
результатам ЕГЭ) при выборе педагогического профиля подготовки.
5.                    Магистратура для подготовки учителей-методистов и управленцев, приоритетный прием на
бюджетные места для работающих в системе образования.
6.                    Практическая модульная магистратура с возможностью быстрого входа в профессию  лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением
для уже работающих в общем образовании.
7.                    Введение квалификационного экзамена на основе нового профессионального стандарта
педагога, упрощающего вход в профессию и позволяющего оценивать качество
подготовки. Общественно-профессиональная  аккредитация основных образовательных программ
подготовки педагогических кадров на основе результатов независимого
квалификационного экзамена выпускников таких программ.
8.                    Сопровождение начинающих педагогов, обеспечивающее их профессиональное сопровождение  и профессиональное развитие.
9.                    Система стимулирования практической работы студентов в школах: схема оплаты труда этих
студентов (в том числе – школой) и содержательного руководства практикой со
стороны работников школы и вуза (в том числе – вузом), не приводящие к
излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений.

Система финансирования психолого-педагогической подготовки (включая практику)студентов непедагогических вузов (в том числе – органами управления
образованием и учреждениями общего образования.

Создание  условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением
для этого необходимых финансовых средств.

10. Самостоятельная педагогическая
деятельность студентов-практикантов (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю.

Реализацию Концепции предполагается осуществить в несколько  этапов:
В  2014-2015гг.
Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка
носителей новой идеологии и технологии.
Разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы.
В 2016-2017 гг.
Разработка новой системы распределения контрольных цифр приема для подготовки педагогов,
стимулирующей переход на новые модели и программы.
Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий.
Расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.

В «дорожную карту» реализации Концепции предлагается включить
следующие мероприятия:

2014-2015 гг.
1.               Разработка и проведение ежегодного  мониторинга  потребностей региональных и муниципальных
систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего
образования.
2.               Разработка моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и
муниципальных систем образования с обязательным сопровождением выпускников (с
повышенными требованиями к зачислению абитуриентов) и гарантированным
трудоустройством.
3.               Организация методической поддержки разработки и реализации программ развития педагогических
вузов и их филиалов, имеющих признаки неэффективности по результатам ежегодного
мониторинга.
4.               Разработка проектов ФГОС высшего педагогического образования, соответствующих
профессиональному стандарту учителя и ФГОС общего образования, обеспечивающих
возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах
бакалавриата (включая прикладной бакалавриат, универсальный бакалавриат),
магистратуры (включая профессиональную магистратуру)  и аспирантуры.
5.               Разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников,
включающих новые формы практики, механизмы
сетевого взаимодействия организаций среднего,  высшего и дополнительного профессионального
образования.
6.               Разработка моделей квалификационных испытаний (сертификации) для кандидатов (в т.ч.
выпускников) на работу в сфере общего образования, а также для использования
разработанных моделей при аттестации педагогов.
7.               Конкурсная поддержка организации региональных школьно-университетских партнерств и другие
формы сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих
подготовку педагогических кадров.
8.               Разработка современных требований к программам повышения квалификации и профессиональной
переподготовки по педагогическим специальностям в соответствии с
профессиональным стандартом педагога.
9.               Разработка моделей и программ по сопровождению профессионального развития учителей в
течение первых трех лет работы.
10.          Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка
носителей новой идеологии и технологии. 2016-2017         годах.
11.          Проведение ежегодного  мониторинга  потребностей региональных и муниципальных
систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего
образования и результатов трудоустройства выпускников педагогических программ.
12.          Разработка и реализация программы грантовой и методической поддержки лучших выпускников
ведущих российских университетов, трудоустраивающихся в муниципальные
учреждения образования.
13.          Проведение на базе ведущих российских вузов, Российской академии наук, а также ведущих
международных центров педагогического образования программ дополнительного
профессионального образования (стажировки, профессиональной переподготовки и
повышения квалификации) профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих
подготовку по педагогическим специальностям.
14.          Реализация моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и
муниципальных систем образования, с обязательной интернатурой и гарантированным
трудоустройством.
15.          Открытие сетевых гибких программ ускоренного получения квалификации учителя-предметника,
с обязательной практикой в общеобразовательной организации, для студентов
непедагогических специальностей и направлений подготовки.
16.          Апробация в регионах моделей квалификационных испытаний (сертификации квалификации) для
кандидатов на работу в сфере общего образования, а также для использования при
аттестации.
17.          Доработка профессионального стандарта «Учитель» с учетом возможного использования при
проектировании образовательных программ педагогической подготовки, при
проведении аттестации, отражение в нем возможных вариантов развития
педагогической карьеры в сфере общего образования.
18.          Проведение конкурса пилотных площадок для отработки
новых моделей и технологий педагогического образования. Увеличение
норматива финансирования для пилотных площадок, реализующих программы
педагогической интернатуры.
19.          Проведение ежегодного мониторинга реализации пилотных проектов и поддержка распространения
лучших практик в системе педагогического образования, включая подготовку
доклада о состоянии педагогического образования.
20.          Создание новой системы аккредитации программ педагогического образования на основе
результатов пилотных проектов
21.          Создание нормативных возможностей введения дополнительных вступительных испытаний для
поступления в вузы на педагогические образовательные программы.
22.          Реализация проекта по развитию управленческих кадров для системы педагогического
образования.
23.          Разработка программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций в ходе
получения основной педагогической квалификации (с возможным увеличением на один
год продолжительности обучения) или в период педагогической деятельности
(управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные
педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ, педагоги по работе с детьми со специальными
потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и
дошкольного образования и т.д.).
24.          Разработка рекомендаций по включению в базовую
часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень
магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время
обучения в магистратуре и аспирантуре.

Разработка и введение квалификационных требований к минимальному уровню педагогического образования учителей:  при работе с младшим возрастом не ниже – бакалавр,
при работе с учащимися со специальными образовательными потребностями
(психологи, логопеды, коррекционные педагоги и т.п.) не ниже – магистр.


 
Форум » Образование сегодня » Министерство образования Российской Федерации » Реформа педагогического образования (Проект)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz
©
Николай Минеев
2011-2019